Завод переходит на сухой лед.

В Новосибирском электровозоремонтном заводе (НЭРЗ) внедряется первая в России установка гранулированной очистки льдом УГОЛ-1. Ее производительность в 1,5 раза выше зарубежных аналогов, а стоимость – на 30% меньше.

Первую и пока единственную отечественную установку для очистки тяговых двигателей и деталей топливной аппаратуры при помощи сухого льда разработали специалисты омского Научно-исследовательского института технологии, контроля и диагностики (НИИ ТКД). Основная задача, которую ставили перед собой ученые, – создать максимально производительную, экономичную и экологичную установку.

«УГОЛ-1 соответствует этим требованиям и является самой эффективной установкой среди прочего оборудования аналогичного назначения, – убежден генеральный директор НИИ ТКД Анатолий Головаш. – Сейчас узлы и агрегаты в депо и на ремонтных заводах очищаются водой в мойках. Предприятия вынуждены тратить крупные суммы на очистку самой воды и содержание очистных сооружений, утилизацию грязи из отстойников. УГОЛ-1 позволяет обходиться без дорогостоящих очистных и экономить на энергозатратах».

Еще одно преимущество установки, по словам ученых, заключается в удобстве ее эксплуатации. После очистки изоляции тяговых двигателей сухим льдом их не нужно направлять в сушильную камеру. Поверхность остается сухой. А счищаемая под давлением гранулированным сухим льдом грязь превращается в твердую субстанцию. Все, что требуется после очистки, – убрать ее с пола при помощи промышленного пылесоса.

«Для электромашинного цеха Новосибирского электровозоремонтного завода мы создали стационарную установку УГОЛ-1, хотя по желанию заказчика она может быть выполнена и в мобильном, переносном, варианте», – рассказывает Анатолий Головаш.

УГОЛ-1 состоит из емкости для углекислоты, агрегата, где эта углекислота сначала превращается в снег, а затем прессуется в сухой лед, компрессорной установки, пульта управления и камеры для автоматизированного процесса очистки тягового двигателя (какие участки необходимо подвергнуть обработке, определяет компьютер). Программное обеспечение также создано специалистами НИИ ТКД. Как отмечает руководитель группы разработчиков установки Александр Кураков, все изобретения, которые использовались при создании оборудования, защищены патентами.

Кроме очистки узлов и деталей, УГОЛ-1 можно применять для снятия краски практически с любой поверхности, включая дерево и металл. В настоящее время на сети дорог применяют несколько способов снятия старой краски, каждый из которых имеет свои недостатки. Ручной способ самый длительный и затратный. Пескоструйный более эффективен, но требует дополнительных капиталовложений на создание изолированного помещения, оборудованного системой принудительной вентиляции. Дробеструйный не удобен прежде всего тем, что после каждой операции работникам приходится собирать дробь. А химический предусматривает работу с токсичными веществами, что связано с риском и строжайшим соблюдением мер безопасности. Технология очистки с помощью установки УГОЛ-1 лишена подобных недостатков. «Для процесса очистки специального помещения не требуется. Достаточно оградить рабочую зону брезентовым экраном. Меняя сопла насадок, мы можем за считанные минуты очистить любую поверхность от любой грязи, например, устранить нагар с поверхности поршня или краску с вагона. Установка способна счищать даже порошковую краску, которую в настоящее время удаляют при помощи соляной кислоты в течение нескольких часов», – рассказывает Александр Кураков.

УГОЛ-1, по словам разработчиков, может применяться едва ли не во всех отраслях промышленности. Установку можно использовать и для обработки крупногабаритных деталей, и для чистки компьютерных плат. В специальной камере готовятся гранулы необходимого размера, а потом под давлением происходит очистка различных приборов. Переносная установка позволяет полностью очищать труднодоступные отверстия якоря тягового двигателя, чего ранее не позволяло ни одно другое устройство.

Установка, разработанная в НИИ ТКД, стоит около 3,3 млн руб., что на 30% меньше стоимости зарубежных аналогов. Для производства гранулированного сухого льда она использует дешевую отечественную углекислоту, тогда как импортное оборудование может работать только на углекислоте, соответствующей зарубежным стандартам. В итоге производимый на УГОЛ-1 лед обходится в 3 раза дешевле. При этом производительность самой системы в 1,5 раза выше, чем у зарубежной: из двух тонн углекислоты она способна произвести 1,5 тонны льда, тогда как «конкурент» производит всего 1 тонну.

По мнению Александра Куракова, установкой гранулированной очистки льдом сегодня можно заменить до 80% действующих на предприятиях сети дорог моек. «Годовой экономический эффект от внедрения каждой УГОЛ-1 составляет 965 тыс. руб. Установка окупается за три года, а дальше – сплошная экономия», – говорит он.

О перспективности изобретения говорит и тот факт, что еще на стадии разработки к нему проявили интерес многие предприятия как российские, так и ближнего зарубежья. В их числе – Иртышское речное пароодство, омский НПЗ («Газпром-нефть»), Экибастузский электровозоремонтный завод, ряд железнодорожных предприятий Украины. С некоторыми из них уже заключены предварительные договоры на поставки этого оборудования.

«По итогам ряда испытаний установка зарекомендовала себя хорошо. Скоро начнется ее полноценная промышленная эксплуатация», – сказал «Гудку» заместитель главного технолога НЭРЗ Анатолий Лобовиков.

Валерий ФИЛОНЕНКО,
соб. корр. «Гудка»
Омск

© «Гудок» 26.02.2007; www.gudok.ru